Святой Царь-мученик Николай в истории нашего храма

Изучение истории нашего небольшого деревянного храма, что в Бирюлеве - на самой окраине Первопрестольного града Москвы, удивительным образом связывает две даты в жизни святого Царя-мученика Николая - день Его рождения и день Ангела, день памяти Его святого покровителя - святителя Николая Чудотворца.

В 60-х годах XIX века после отмены крепостного права значительно возросли объемы железнодорожного строительства в России - в десятилетие с 1890 по 1870 годы она заняла второе место после США по вводу новых линий. В России интенсивный рост сети продолжался и далее, и лишь русско-турецкая война (1877 - 1879 гг.) несколько затормозила этот процесс. Но уже с 1892 года строительство железных дорог возобновилось. Их протяженность за 10 лет увеличилась более, чем на 20 тысяч километров.

Образованное в 1892 году из нескольких уже действующих линий "Общество Рязанско-Уральской железной дороги" было крупнейшей частной дорогой, которая связала воедино 12 густонаселённых губерний. В связи с тем, что Москва долгое время оставалась в стороне от ее путей, Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать согласие на постройку ветки Павелец - Москва длиною в 237 верст, на что после глубокого анализа кабинетом министров в мае 1897 года Императором Николаем Александровичем было дано благосклонное разрешение и определено право постройки за "Обществом Рязанско-Уральской железной дороги".

И в 1900 году нынешние границы нашего прихода были пересечены полотном Рязанско-Уральской железной дороги.

Так, Промыслом Божиим, Государь-Император Николай Александрович заложил некую основу будущего рабочего поселка, возникшего при строящейся крупной станции Бирюлево.

В поселке поселились путейные рабочие,обходчики, машинисты и их семьи. Жизнь строящегося и растущего поселка требовала и духовного развития и попечения - возник вопрос о строительстве православного храма. На первых порах железнодорожники довольствовались относительной близостью храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском (храм построен в 1722 году, сохранился, приходской общине его передали в 1991 г. в полуразрушенном состоянии, находится близ ст. Покровская Курской железной дороги). Сложнее было решить вопрос о надлежащем образовании детей рабочих - ежедневно отправлять детей за 17 верст в московские городские школе представлялось затруднительным. Для решения этой задачи в 1903 году близ товарной станции было открыто двухклассное смешанное железнодорожное училище на 200 человек.

По ходатайству служащих при станции Бирюлево и Правления Рязанско-Уральской железной дороги в 1911 году было решено учредить школу-церковь Министерства путей сообщения и вскоре при строящейся церкви-школе был открыт "самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика с содержанием из местных средств". 

Что означает "из местных средств"? Храм ставился на содержание на средства Правления Рязанско-Уральской железной дороги, а также рабочих и служащих депо и крестьян сельца Бирюлево, вошедшего в приход Александро-Невского храма (на 1916 год в приходе церкви состояло 86 дворов с 600 жителями этого села).

Соответственно все расходы и по строительству храма возлагались на правление дороги и

на будущих прихожан. Безусловно, что и жители сельца Бирюлево, и рабочие и служащие при железнодорожной станции с радостью восприняли известие о разрешении на строительство храма и всячески способствовали строительству, в том числе и материально, собирая немногие имеющиеся у них средства.

К апрелю 1912 года церковь была выстроена и освящена во имя Святого Благоверного князя Александра Невского.Церковь была размещена в деревянной пристройке к зданию училища, отделялась от классной комнаты створчатой дверью, которая в дни больших религиозных праздников открывалась, увеличивая таким образом, пространство храма.

Храм при училище построили относительно быстро, отчасти и благодаря вложению средств, взятых в долг, которые необходимо было возмещать. Можно себе представить с каким воодушевлением и благодарностью восприняли прихожане известие о том,что Государь Император Николай Александрович пожаловал денежное пособие на уплату долгов по постройке Александро-Невского храма.

Не забудем помянуть, что ходатайствовал об этом будущий священномученик Владимир (Богоявленский), на тот момент времени митрополит Московский и Коломенский, в феврале 1918 года своей мученической кончиной открывшим новую славу Русской Церкви и сонм Новомучеников Российских.

По прошествии шести лет в начале 1918 года над храмом нависла угроза прекращения существования - пришедшие в 1917 году к власти безбожники-большевики издали декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, который не только ознаменовал разрыв многовекового союза Церкви и государства, но и явился юридическим прикрытием для гонения на Церковь. "Никакие церковные религиозные общества,- говорилось в документе, - не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют", только, "по особым постановлениям местной или центральной государственной власти". Церковь могла оставить за собой храмы и богослужебную утварь. Декрет также запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе.(Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви Т9, гл.2) .

Для сохранения храма верующие рабочего поселка и сельца Бирюлево зарегистрировали православную общину и заключили договор с Московским уездным советом о передаче храма в бессрочное и бесплатное владение общине.Однако уже в 1924 году гонения на Церковь усилились, местным властям было разрешено закрывать храмы и прекращать деятельность религиозных обществ в них, если эти здания потребуются для "иных целей", а затем — и вовсе распускать религиозные объединения, если их члены будут замечены в "политической неблагонадежности и антисоветской деятельности".

В результате в марте 1924 года Постановлением Президиума Московского Совета рабоче-крестьянских депутатов Александро-Невский храм был закрыт, а в мае того же года окончательно ликвидирован; его помещение было передано администрации железнодорожной школы, а церковное имущество поступило в ближайшую Покровскую церковь села Покровского.

Казалось, что уже нет и не будет никакой надежды на возрождение храма и духовного утешения верующих. Уповая на милость, волю, и помощь Божию, верующие практически сразу после ликвидации храма решают вновь строить храм! Это происходит в период массовых, страшных гонений на Церковь, в который повсеместно на Руси уничтожались храмы, монастрыри, священнослужители, простые мирские люди, а вместе с ними пытались уничтожить и святую веру православную.

Прихожане бывшего Александро-Невского храма составляют прошение на имя Патриарха Московского и всея Руси Тихона, в котором говорилось: "Под влиянием столь прискорбных событий весьма многие прихожане стали рассеиваться по разным приходам, но не находили для себя нравственного удовлетворения. Это побудило нас обратиться к Советской власти за разрешением вновь построить храм на том участке земли, где находится кладбище" (кладбище в селе возникло 1917-23 годах (до этого времени жители хоронили своих родственников на Покровском кладбище)).

По благословению Святейшего Патриарха Тихона деревянная церковь в 1924 году была построена и освящена во имя святителя Николая Чудотворца.

Напрашивается ряд вопросов: почему храм решили освятить во имя святителя Николая? Почему решили переименовать вновь построенный храм? Ведь со времени ликвидации первого храма во имя святого благоверного князя Александра Невского прошло не так много времени, и решение о строительстве нового храма было как бы решением о воссоздании, восстановлении того же самого храма, но на новом месте. И имущество храма еще было в целости и сохранности. Да и по церковным канонам переименование храма связано с особыми условиями, касающимися церковного устава, чина освящения храма, святынь и прочего. Тем не менее, от лица верующих в прошении к Патриарху Тихону было высказано пожелание и просьба о освящении будущего храма во имя святителя Николая.

Вероятно (мы, конечно, не можем претендовать на достоверность нашей догадки, ибо никаких документальных подтверждений этого быть, конечно, не может), что как и у нас, возник разумный и логичный вопрос и у Патриарха, почему же верующие желали освятить вновь построенный храм во имя именно святителя Николая. Что связывало верующих, их духовный порыв и имя издревле почитаемого русским народом угодника Божьего святителя Николая Чудотворца? Ответом было сердечное желание прихожан в имени своего храма слышать имя святого Царя-мученика, Государя-Императора Николая Александровича. Желание сохранить образ Царя-мученика не только в своих сердцах, но и запечатлеть Его имя в образе храма Божьего. Осознавая, что грех цареубийства лег тяжким грузом на весь русский народ, верующие этим стремлением желали принести покаяние и веровали, что не потеряли, но обрели заступников и помощников пред Господом - благочестивого и праведного Царя-мученика Николая и Его Семью, мученически за Христа пострадавших. Несомненно, что прихожане бывшего Александро-Невского храма любили Николая Александровича, конечно, не только за Его вклад в строительство самого первого в их поселке храма. Любили в ответ на Его любовь, милосердие, простоту, близость к народу, любили Его как заступника, ревнителя православной веры, любили Его как брата по Христу.

Он был и остается единым с народом душою и сердцем, тем чувством, о котором Николай Александрович записал в Своем дневнике :"В Церкви, в молитве – самое великое утешение на земле".

В акафисте Святым Царственным страстотерпцам поется,что Царь-мученик "великому бо чудотворцу Мир Ликийскому уподобився, новый заступник Российския Земли показался еси".Чем же уподобился Своему небесному покровителю Царь-мученик, что их связывает?

"Имя Николай в переводе с греческого языка на русский означает "побеждающий людей" или "победитель народов". Мы не знаем, почему такое имя было дано ему родителями. Быть может, они желали видеть в нем будущего славного полководца, ибо в те времена такой удел считался наиболее славным и почетным. <...>Но почему церковное песнопение<...>говорит нам, что житие его было сообразно его имени?

"По имени твоему, тако и житие твое", - поем мы за всенощным бдением. Чем же мог быть кротчайший и смиреннейший угодник Божий подобен тем победоносным покорителям народов, которыми руководило искание славы, почестей и громких похвал? Что общего у него с этими людьми, которые в погоне за славой проливали неповинную кровь и заставляли лить безутешные слезы? <...> Подлинной же безсмертной славы и всеобщей известности достигли те, которые смиренно и самоотверженно служили людям, "пламенея" духом в великой любви к Богу и ближнему. <...> Те, кто по заповеди Господа шли вслед за Ним на служение Богу и людям, поистине были победителями". Они прославляются, хотя никогда не искали славы. Они давно умерли, но живут вечно в сердцах человеческих.<...> Он одержал большую победу. Он поистине победитель народов, пробудивший в их сердцах особую любовь и многовековое почитание не жестокой силой кровавого оружия, не силой властного принуждения, а силой своей сострадательной, действенной любви, этой единственной силой, покоряющей сердца. <...> Он властвует в сердцах наших, привлекая не под бремя внешнего принуждения, а под легчайшее иго любви Христовой, которой послужил сам во смирении всей своей жизнью, не ища славы, но прославленный Богом и людьми навеки. Поэтому с особенным усердием православные христиане прибегают к нему с горячей молитвой о помощи в своих скорбях и тяжких обстоятельствах, твердо надеясь на его человеколюбивое сострадание к людям и веруя в силу его предстательства пред Богом.<...> Вся его жизнь - самоотверженная, состраждущая любовь, которая, по слову апостола, "милосердствует... не превозносится, не гордится... не ищет своего...не радуется неправде, а сорадуется истине" и "никогда не перестает" (1 Кор.13,4-8).<...> Он победил гонителей веры своим исповедническим мужеством и твердостью веры. Он победил лжеучителей своим ревностным исповеданием православного учения. Он оказался победителем неправды в деле защиты неповинных<...>Он покорил своей любовью верующих людей, оправдав свое победоносное имя - Николай."

Эти замечательные слова были произнесены в далеком 1965 году архиепископом Пензенским и Саранским Феодосием в день памяти святителя Николая Чудотворца. Не правда ли, насколько духовно близки между собой они, два святых угодника Божия, два Николая? Без тени сомнения слова, сказанные о святителе Николае Чудотворце можно говорить и о Царе-мученике Николае!

А вот слова из проповеди опять же в день памяти святителя Николая Чудотворца, но уже в 1996 году: "Святой Царь-Страстотерпец Николай II удивительным образом схож со Своим небесным покровителем святителем Николаем, Мир Ликийских чудотворцем. Мы можем сказать о Государе, что он тоже «правило веры и образ кротости». Святитель Николай был греческим святым, но его так полюбили, так избрали в России, что он воспринимается не только русскими людьми, но и во всем мире святым, который принадлежит Русской Православной Церкви. Так и Царь-Страстотерпец Николай, кровь Которого больше, чем наполовину, нерусская, являет собой в полноте символ русского Православия."

 

Имея сугубыя заступники и покровители, Иова праведнаго и Николая святителя, в рождении Твоем, державный страстотерпче, добродетели тех в сердце стяжал еси. Мы же, благодаряще Бога и дивящеся Его всесильному промышлению о Тебе, благоговейне воспеваем сице: Радуйся, в молитвах святителя Мир Ликийских присно призываяй; радуйся, того помощию Российскую Державу праведно окормляяй. Радуйся, сердечным попечением о людех тому уподобивыйся; радуйся, милосердие во всех делех, якоже оный, явивый.<...>
(Акафист Святым Царственным страстотерпцам, Икос 3)

 

Патриарх Тихон характером был удивительно похож на Царя-мученика. Та же кротость, широта воззрений, какое-то мальчишеское благородство и простота, делающая человека столь открытым Святому Духу. Видимо, иному человеку на царском ли престоле или патриаршем доверить судьбу Святой Руси в те страшные годы было невозможно.

Были ли связаны при жизни эти две главы Собора Новомучеников (как две главы орла с Российского герба)- святые Царь и Патриарх? Познавая величайшее делание святого Страстотерпца - Его роль в канонизации святых - мы обнаружили, что в трудном деле прославления святителя Иоанна не кто иной, а именно тогдашний архиепископ Литовский Тихон был отправлен Государем в Тобольск для исследования обстоятельств местного почитания этого угодника Божия. Несомненно, что, в свою очередь, Патриарх Тихон почитал и уважал Царя Николая Александровича и при жизни, и по Его мученической кончине. Несмотря на протесты “соратников”, он благословил архипастырей и пастырей отслужить на местах панихиды по убиенной Царской Семье. Патриарх ясно дал понять, что значило для русского народа это преступление.
Узнав о случившемся, на проповеди в Казанском соборе 7/20 июля 1918 года, на третий день после убиения Царской Семьи, Патриарх Тихон говорил:

"Мы, к скорби и стыду нашему, дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович по постановлению Уральского областного совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — исполнительный комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над Ним принадлежит истории, а Он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что Он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения Своего положения, безропотно покорился судьбе... И вдруг Он приговаривается к расстрелу где-то в глубине России небольшой кучкой людей не за какую-нибудь вину, а за то только, что Его будто бы кто-то хотел похитить. Приказ этот приводится в исполнение, и это деяние — уже после расстрела — одобряется высшею властью. Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заключают в тюрьмы, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28). "

+++

Итак, 14 декабря 1924 года вновь построенный храм по благословению Святейшего Патриарха Тихона был освящен во имя небесного покровителя уже прославленного Богом святого Царя- мученика - святителя Николая Чудотворца.

Конечно, это было чудом Божиим, потому что если бы обратиться к статистике по храмам в 20-х годах двадцатого столетия, то думается, что наш храм оказался бы одним из немногих построенных в этот период. Тогда, когда повсеместно закрываются, рушатся храмы, оскверняются святыни, происходят расправы над духовенством и мирянами, в маленьком поселке под Москвой строится храм, возносится молитва, совершается Божественная Литургия. Если проследить историю нашего храма от его создания до сегодняшних дней, то можно увидеть, что несмотря ни на какие события, вопреки всем антирелигиозным настроениям, храм строился, буквально восставал из пепла, жил, духовно окормлял своих чад.

В 1956 году храм уничтожается пожаром, но уже через несколько дней в рядом расположенной сторожке, возобновляется богослужение.

Новый храм власти строить не разрешили. Деревянная церковная сторожка  тайно была расширена, достроена и в 1957 году освящена во имя святителя Николая Чудотворца.

И снова, заметим, строительство нового храма происходит во времена уже хрущевских гонений на Церковь, когда, казалось, не происходило открытых репрессий, но при этом тихо закрывались храмы, семинарии, а по телевизору обещали "показать последнего попа". Может быть, и попущено было Богом уничтожение храма пожаром, чтобы показать всем, что жив русский народ, жива в них вера православная, жива Церковь и ее не смогут уничтожить никакие гонения и репрессии. "На камне сем созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее",- говорит Господь.(Мф.16,18)

С начала своего существования храм ни разу не закрывался, оставался действующим. И по сей день наш храм, являясь одним из немногих московских деревянных храмов, которых не более десятка, живет, радует прихожан, помогает обездоленным и малоимущим, обучает детей, заботится о духовном возрождении русского многострадального народа. Конечно, во многом здесь заслуга истинных христиан - прихожан, благоукрасителей, благотворителей, помощников, тружеников - всех, кто не оставлял надежды, помогал, верил, любил.

Как известно, русские православные люди особо почитают святого Николая Чудотворца, которого чаще именуют Николаем Угодником. Некоторые ветхие старушки иных святителей не знают, порой путают образ Спасителя с ликом святого Николая Чудотворца. Однажды, в пору современных притеснений, а было это в последние годы коммунистического ига, одна богомольная старушка во время поста молилась в храме святому Николаю Угоднику о спасении России. И вот в какой-то момент перед глазами разостлался как бы туман, в дымке которого явились ей двое. Впереди шёл святой Николай Чудотворец и вёл за руку Государя Николая Александровича. Обратившись к молящейся, святой Николай Чудотворец сказал: "Почто просишь меня? У России ныне есть заступник, Его и моли! - и, указав на Государя, добавил. - Вот новый Николай Угодник, благоверный Царь-мученик, святой молитвенник за Россию и за русский народ."

Сегодня мы являемся свидетелями этой действительно удивительной связи двух святых угодников Божьих - святого Царя-мученика Николая и Его Небесного покровителя - святителя Николая Чудотворца, заступничеством и предстательтвом которых пред Богом жива Святая Русь, жив русский народ, жив наш маленький, имеющий удивительную историю, храм.

"Царь-мученик особенным образом, духовно связан с русским народом. И судьбой Своей, и служением, и готовностью принести себя в жертву за спасение России. Он это совершил, и мы молимся Ему, отдавая ясный отчет в том, что грех цареубийства сыграл главную роль в страшных событиях XX века для Русской Церкви и для всего мира. Перед нами стоит только один вопрос: есть ли искупление этого греха и каким образом оно может быть осуществлено? Церковь всегда призывает нас к покаянию. Это значит, к осознанию того, что произошло и какое это имеет продолжение в сегодняшней жизни. Если мы действительно любим Царя-мученика и молимся Ему, если по-настоящему ищем нравственного и духовного возрождения нашего Отечества, мы должны не пожалеть никаких сил для того, чтобы преодолеть страшные последствия массовой апостасии (отступничества от веры отцов и попрания нравственности) в нашем народе.<...> чудом заступничества Царственных мучеников и всех новых мучеников Российских Господь дарует нашему народу возродиться ради спасения многих. Но это произойдет только при нашем участии - вопреки естественной немощи, греховности, бессилию и маловерию."(протоиерей Александр Шаргунов, журнал "Русский Дом", №7 2003г, прочитать полностью )

Подобно Своему небесному покровителю святителю Николаю, заступнику русского народа, ревнителю веры, защитнику слабых и обездоленных, семьи, детей, целомудрия, и святой Царь-мученик Николай имеет благодать помогать нам, Своему народу в нашем спасении

Уповая на милосердие Божие, будем молиться святой Царской Семье об укреплении православной веры, о нашем спасении, о возрождении Святой Руси, о прочности и процветании государства Российского, о благополучии и укреплении семьи, потому что семья есть основа всякого государства, о помощи в воспитании наших детей, о помощи в учении и во всех богоугодных делах.
Молитвенным предстательством святого Царя-мученика, Царственных страстотерпцев, святителя Николая Чудотворца и всех Новомучеников и Исповедников Российских да дарует нам Господь силы, помощь и терпение в строительстве нового храма во славу Божию!