6 декабря - память святого Благоверного князя Александра Невского

Икона святого Благоверного князя Александра Невского
Икона святого Благоверного князя Александра Невского
Имя святого Благоверного князя Александра Невского особенно близко нам, прихожанам и священнослужителям храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве, потому что во имя святого князя в 1912 году был построен и освящен первый наш храм, бывший предшественником Никольско-Бирюлевской церкви. 

Вот как описана первая наша церковь в клировой ведомости 1916 года: "Зданием деревянная, в одной связи с училищем, на каменном фундаменте, с колокольнею временной на деревянных столбах..., престолов в ней один, во имя святаго благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго"

В 1911 году по ходатайству служащих при железнодорожной станции Бирюлево, а также Правления Рязанско-Уральской железной дороги Московская духовная консистория разрешила учредить школу-церковь Министерства путей сообщения, для которой к зданию железнодорожного училища предполагалось сделать пристройку. Указом Священного Синода от 8 ноября 1911 года при строящейся церкви-школе на ст. Бирюлево Рязанско-Уральской ж. д., Московского уезда был открыт "самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика с содержанием из местных средств". Священником к церкви был назначен Александр Стремлянов, псаломщиком - Николай Воздвиженский, вскоре замененный Сергеем Холиным.

К апрелю 1912 года церковь была выстроена и освящена во имя святого Благоверного князя Александра Невского. Церковь была размещена в деревянной пристройке к зданию училища, отделялась от классной комнаты створчатой дверью, которая в дни больших религиозных праздников открывалась, увеличивая таким образом, пространство храма.

Школа-церковь МПС во имя Святого Благоверного князя Александра Невского
Школа-церковь МПС во имя Святого Благоверного князя Александра Невского

Фото 20-х годов XX века

В апреле 1912 года по ходатайству священномученика Владимира(Богоявленского), митрополита Московского и Коломенского, cвятой Государь Император Николай Александрович пожаловал денежное пособие (350 руб.) на уплату долгов по постройке Александро-Невского храма, о чем свидетельствуют документы, находящиеся в Государственном архиве.

В приход Александро-Невского храма кроме поселка железнодорожников вошло и село Бирюлево. В 1916 году в приходе церкви состояло 86 дворов с более 600-и жителями.

Храм содержался на средства Правления Рязанско-Уральской железной дороги, а также рабочих и служащих депо и крестьян сельца Бирюлево. Ни церковно-причтовой, ни усадебной, ни кладбищенской земли в то время при храме не было. Дома священника и псаломщика, выстроенные в 1900-1904 гг., были собственностью Правления Рязанско-Уральской железной дороги. Приписных к церкви часовен, кладбищенских и молитвенных домов также не было.

В 1918 году после издания декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви над Александро-Невским храмом нависла опасность подобно другим домовым церквям быть упраздненным. Для сохранения храма верующие поселка и села Бирюлево зарегистрировали православную общину и заключили договор с Московским уездным советом о передаче храма в бессрочное и бесплатное владение Общине. К сожалению, это мера всего лишь отодвинула дату закрытия храма.

В начале 1924 года "в связи с обострением классовой борьбы" предпринятые меры по спасению прихода уже не могли помочь. "Ввиду чрезвычайной тесноты" (школа 1-ой ступени при станции Бирюлево работала в три смены), а также "для того, чтобы совершенно изолировать детей от религиозного влияния церкви" на общем собрании служащих и рабочих станции было принято решение о расширении школы за счет храма, "предложив верующим, - как говорилось в протоколе, - если им угодно, построить церковь для себя".

Постановлением Президиума Московского Совета рабоче-крестьянских депутатов от 24 марта 1924 года Александро-Невский храм был закрыт, а в мае того же года окончательно ликвидирован; его помещение было передано Администрации железнодорожной школы, а церковное имущество поступило в ближайшую Покровскую церковь с. Покровского.

 

Тропарь, глас 4

Как отрасль драгоценная благочестивого корня / был ты, блаженный Александр: / ибо явил тебя Христос, как некое Божественное сокровище Российской земле, / нового чудотворца, преславного и богоугодного. / И мы, в сей день собравшись в память твою с верою и любовью, / во псалмах и песнопениях, радуясь, славим Господа, / давшего тебе благодать исцелений. / Моли Его спасти град сей, / и державе Российской Богу угодной быть, / и сынам Российским спастись.

Кондак, глас 8

Как звезду пресветлую тебя почитаем, / от востока воссиявшую и на запад пришедшую: / ибо всю страну сию ты чудесами и благодеяниями обогащаешь / и просвещаешь с верою почитающих память твою, Александр блаженный. / Потому мы, твой народ, празднуем в сей день твое успение: / моли спасти Отечество твое и всех, прибегающих к раке мощей твоих / и с верою взывающих тебе: / «Радуйся, граду нашему утверждение!»

+++

Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского, отданная им на служение Отечеству и Православной Церкви, является ярким образцом высочайшей добродетели любви к ближнему до самопожертвования.

Святой Александр не ведал покоя в трудах своих и закончил он свой жизненный путь тоже в пути, возвращаясь из четвертого путешествия в Орду (где он, прожив 6 месяцев, успел умилостивить хана, грозные полки которого готовы были уже двинуться на Русь). Это был последний подвиг благоверного князя. Будущее Руси было спасено, долг его перед Богом был выполнен. Но и силы были отданы все. Многотрудные подвиги истощили здоровье князя. Утомленный трудностью пути и тревогами, какие пришлось ему испытать, князь Александр опасно занемог и, не доезжая до Владимира, остановился в Городце, в Феодоровском монастыре. (Феодоровской иконой Божией Матери святой Александр был благословлен своим отцом на брак, это был моленный образ князя, икона всегда находилась при нем). Перед смертью, предчувствуя свою кончину, князь призвал к себе игумена и принял иноческое пострижение с именем Алексий. Причастившись Святых Тайн и простившись со всеми, благоверный князь-инок тихо отошел в вечные обители, предал свою чистую душу Господу, Которому так пламенно послужил в земной своей жизни. Это было 14 ноября 1263 года. Он скончался в период полного расцвета жизненных сил, ему не было еще 45 лет.

О кончине князя Господь чудесным образом открыл митрополиту всея России Кириллу. Он видел, как ангелы Божий возносили на небо блаженную душу святого Александра. Пораженный этим видением митрополит возвестил молящимся горестную весть: "Братия, знайте, что уже зашло солнце земли Русской". Когда народ в недоумении выслушал эти слова, святитель разъяснил их смысл: "Ныне преставился великий князь Александр Ярославич". Храм огласился воплями скорби и отчаяния. "Погибаем!" - в один голос повторяли молившиеся.

Как только во Владимире услышали о приближении к городу тела благоверного князя, все устремились навстречу. 9 дней длился путь, и тело оставалось нетленным. Митрополит Кирилл вместе с духовенством встретил тело почившего князя в Боголюбове. Бесчисленное множество народа: богатые и бедные, взрослые и дети - заняли все окрестности. И как только показался гроб, все неудержимо ринулись навстречу, каждый стремился облобызать раку, в которой находилось тело благоверного князя. Плач народа покрывал все: не слышно было голоса духовенства и певчих; по словам современника, казалось, что от стонов и крика могла потрястись земля.

Погребение святого князя состоялось 23 ноября в Рождественском монастыре во Владимире. Во время погребения, во утешение оплакивавшим, Господь явил чудо.

Когда эконом митрополита Кирилла Севастиан приблизился ко гробу и хотел разжать руку усопшего, чтобы митрополит мог вложить в нее "прощальную грамоту" (разрешительную молитву), то благоверный князь, как бы живой, сам простер руку, принял свиток и затем снова сложил свои руки крестообразно на груди. Благовейный ужас и трепет объял всех присутствующих. Так прославил Бог Своего угодника - святого воина-князя Александра.

В лице святого князя Александра Русь приобрела нового молитвенника и заступника пред престолом Всевышнего. Эта весть внесла утешение в скорбящие души русских людей.

Святые отцы учат, что для человека, верно исполняющего данное Богом служение, дела заменяют продолжительную молитву. Его жизнь претворяется в непрестанную молитву делами. Так и жизнь святого Александра, протекшая не в тишине пустыни, а на пути, орошенном кровью и омраченном смутами, была жизнью подвижника.