Образ кротости

...Святитель Николай — великий русский святой. Хотя по своему происхождению он никакого отношения к России не имел и никогда не был в российских пределах. Но с тех пор, как почитают на Руси Христа, наверно, с тех же пор почитают и Николая. В каждом православном доме найдется иконка этого святого и в каждом православном сердце живет надежда на заступничество этого святого.

Почему так? И вообще, что такое святость? Почему мы почитаем мощи святых? Ведь мощи Святителя Николая, хотя мы и живем в скверные времена, источают и сейчас многоцелебное миро.

Святитель Николай недаром зовется великим Чудотворцем, Угодником Божиим. «Правило веры и образ кротости» — в этих словах, наверно, заключено главное, чем угодил Святитель Николай Господу. Правильным исповеданием веры, готовностью пострадать ради истины Христовой даже до смерти. Мы знаем Святителя дерзновенно ратующим за истину, не допускающим в свое сердце никаких компромиссов касательно Богопочитания и потому даже дерзновенно ударившим Ария на Первом Вселенском Соборе, как сохраняет нам церковное Предание. За что и был запрещен в священнослужении. Но затем предстательством Пресвятой Богородицы и Самого Христа возведен вновь в сан как проявивший ревность не столько по страсти и по гордости, как ревностью по истине.

Образ кротости ... Кротость — это то, чему призывает научиться от себя Христос, говоря: «Научитесь от Мене, яко кроток и смирен сердцем». Мы видим, что Святитель Николай в своей жизни именно таким и был: кротким и смиренным человеком. В частной жизни — великий подвижник — «воздержания учитель». И не столько словом, сколько делом своим. Мы видим, что он и трудами рук своих поддерживает тех, кому требуется помощь.

Он не проходит мимо скорбящих, мимо переживающих искушение, мимо плачущих и погибающих. По сию пору его великое стояние в вере привлекает к себе многих и многих людей. И Господь совершает через него великие чудеса, им несть числа. Нередко даже люди забывают о том, что это Господь творит чудеса через Своего Угодника: просят самого Святителя.

Благодаря этим чудесам вера наша укрепляется. Во времена Своей земной жизни Господь совершал чудеса именно для того, чтобы люди уверовали и пошли за Ним.

... Чудесами преисполнена вся наша жизнь. Всякий день — это чудо. Каждый глоток воздуха — это чудо. Каждый листочек и травинка — это чудо Божие. Мы привыкли к ним, не замечаем этих чудес. И только тогда начинаем обращать на них внимание, когда лишаемся их. Отравим сами воду, а потом понимаем, какое это чудо — чистая вода. Неразумным отношением к природе отравим себе пищу, а потом осознаем — какой же это Божий дар — здоровая пища, выросшая так, как установил Господь, а не нам, безумным, вздумалось.

Чудеса же сверхестественные, которые выше того чуда жизни, которое мы имеем, направлены на укрепление нашей веры. Чтобы мы видели, что по молитве свершается. Но не следует думать, что если мы не видим этих чудес — то Господь от нас отступил. Нет, Он надеется, что мы, увидев свершившееся чудо, уже не будем требовать чудес, а будем понимать, что Господь всегда с нами.

Для нас не полезно, если вокруг нас всегда будут совершаться сверхестественные чудеса. Мы можем от этого впасть в гордость и в прельщение.

Но будем помнить, что чудо Божие всегда с нами. Сам факт нашей жизни есть великое чудо.

Все другое — мощи святых угодников, как утверждение чудесного преображения плоти, источение мира — чудеса, данные нам для того, чтобы мы уверились и укрепились в том, что вот она — живая вода, истекающая в жизнь вечную, которую дает Господь. Вот оно — миро многоцелебное и многоценное, исцеляющее душевные и телесные недуги. Сверхъестественным образом берущееся ниоткуда: из мертвых костей, а источает жизнь. Это и подтверждение грядущего Воскресения.

Все эти чудеса только для того, чтобы мы уверовали, только для того, чтобы мы жили по вере. Ничего другого неизмеримо любящий нас Бог не хочет для нас, как только нашего спасения.

И потому и дает нам этих святых Угодников, совершающих удивительные чудеса, для того, чтобы мы еще более решительно последовали за Творцом, как следовали сами эти великие угодники: не оглядываясь назад, а смотря только вперед, туда, где Свет Божий. Отставив за собой все, что отвращает нас от Бога и устремившись всем своим сердцем, всем своим существом к своему Творцу, с тем, чтобы обрести полноту жизни. Потому что здесь таковую мы не имеем. Здесь наша жизнь ущербна смертью. И только лишь в будущем веке эту полноту жизни мы можем получить. Но начало обязательно должно быть положено здесь.

И если бы Святитель Николай не был бы образом кротости, правилом веры, воздержания учителем, наверно, не был бы святым и не знали бы о нем. Он являет нам истину: путь спасения лежит только через веру.

Святитель Николай помогает нам, немощным и слабым, укрепиться в вере и спастись, то есть войти в жизнь вечную и обрести полноту благодати.

о.Игорь Филин, настоятель церкви прп.Серафима Саровского