Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа принадлежит к числу двунадесятых неподвижных праздников и отмечается Православной Церковью 6(19) августа. История празднования начинается с 4 века, со времени построения Святой царицей Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию. Примечательно то, что в этот день богослужение совершается в белых одеждах, символизирующий божественный нетварный свет.

Преображение Господне было в феврале, за сорок дней до страданий Спасителя, но Святая Церковь отмечает этот праздник в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни святой Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как Преображение Господне предзнаменует собой будущий век. В связи с этим Святые Отцы постановили отсчитать от праздника Воздвижения Креста Господня, в который бывает вторично воспоминание страстей Христовых, сорок дней и отмечать Преображение Господне 6(19) августа.

После беседы о Кресте и о славе Своего Царствия Иисус Христос, чтобы явить Своим ученикам Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, преобразился перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор - лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет. Об этом событии говорят все евангелисты, за исключением Иоанна. Следует отметить, что три евангелиста абсолютно одинаково описывают это событие.

Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растёт, освящаются в этот день яблоки. Поэтому в русской народной традиции день Преображения Господня называется Вторым или Яблочным Спасом. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Освящение проводится в конце праздничной литургии и очень важно, чтобы смысл этого Великого праздника не терялся за желанием освятить яблоки.

 

Песнопения праздника:

Тропарь, глас 7: 
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. 

Кондак, глас 7:
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирове же проповедят яко Ты еси воистину Отчее сияние.

 

Евангельское чтение

(Евангелие от Матфея, зачало 70, глава XVII, стихи 1-9)

И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины,и преобразися пред ними: и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет.

И се, явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща.Отвещав же Петр рече Иисусови: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии.

Еще Ему глаголющу, се, облак светел осени их: и се, глас из облака глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте. И слышавше ученицы падоша ницы и убояшася зело.

И приступль Иисус прикоснуся их и рече: востаните и не бойтеся.Возведше же очи свои, ни когоже видеша, токмо Иисуса единаго.

И сходящым им с горы, заповеда им Иисус, глаголя: ни комуже поведите видения, дондеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет.