Празднование иконе Божией Матери "Державная"

15 марта - празднование иконе Божией Матери "Державная", чудесное явление которой произошло 2/15 марта 1917 года в трагический день так называемого "отречения" Государя Императора Николая Александровича, святого Царя-мученика. Отречения, которого фактически не было.

Праздник Державной иконы Божией Матери, который мы отмечаем сегодня, связан с решающим для нашего Отечества событием насильственного государственного переворота 2(15) марта 1917 года, когда Государь Император Николай II был вынужден отречься от престола. Многие задают вопрос: "Почему Государь отрекся от престола? Не было ли это малодушием? Может быть, надо было стоять до конца?" Великий чудотворец и подвижник нашего времени святитель Иоанн Шанхайский говорит, что Царь отрекся и сложил с себя царский венец потому, что не мог исполнять свое христианское царское служение в условиях, когда не было возможности исполнять его по христианской совести, когда все окружение Императора вынуждало его к тому, чтобы он делал то, что противоречило бы исполнению его христианского долга. Это отречение можно сравнить с тем, как во времена гонений некоторые наши епископы и священники вынуждены были пойти на то, чтобы лишиться служения - только бы не вступить в соглашение с какой-либо ложью и не осквернить святыню православного исповедания.

Сегодня многие вынашивают планы (как один из запасных вариантов для утверждения беззакония в России) восстановления такой монархии, где уже ничего не осталось бы от ее прежнего благодатного смысла. А сама эта власть, будь то конституционная монархия или монархия, называющая себя прежним именованием, на деле была бы совершенно декоративной, зависимой от власти, осуществляющей контроль над всем, происходящим в России из-за рубежа в интересах именно тех сил, которые хотят окончательно поработить Россию.

Воля Божия - вот тайна отречения Государя от престола. Многие наши богословы и святой Иоанн Шанхайский сравнивают молитву Государя во Пскове с Гефсиманской молитвой Самого Спасителя. Это был тот самый час, когда Николаю II нужно было услышать приговор Божий о судьбах России, о народе, который отрекся от Помазанника Божия, отрекся от власти, преданной Богу, отрекся от крестного целования, которое давалось Помазаннику Божию, и предпочел безбожную жизнь жизни с Богом.

Государь - именно тот человек, в котором с предельной ясностью раскрывается для нас служение веры, до конца преданной воле Божией. Для него исполнение личного христианского долга, то есть следование заповеди Божией, и его общественное служение как Государя было одно и то же, и потому он был так невыносим для всех противников России и Православия. Все враги Царя и России были, действительно, врагами веры и Бога, и это был давний скрытый замысел безбожия, которое стало открыто действовать после того, как добилось своего.

Для каждого понятно, что произошло с Россией после того, как не стало ее Царя - Помазанника Божия. Борьба против веры и против Бога, против света, который был в России, заключалась в борьбе всех врагов России против Царя, благословленного на земное царствование Сыном Света. И в этом был смысл борьбы, главная цель всего, чего добивались враги России. Большинство людей, способствовавших этой борьбе, не понимали этого, как и сегодня многие не понимают того, что происходит с Россией; не понимают, что означает прославление Царя-мученика и каким путем может быть совершено восстановление православной монархии.

Мы должны молиться Господу, чтобы Он просветил наш ум пониманием того, что исполнение личного христианского долга и противостояние силам зла, которые действуют извне, это одно и то же противостояние. Мы должны молиться, чтобы нам дано было понять, что после отречения Государя естественным было последовательное крушение России, потому что именно он, объединяя все, стоял на страже правды, и в том, что враги Православия и России добились его отречения, был великий грех русского народа, открывший свободный доступ всякому греху.

Все, кто участвовал так или иначе в отречении от Помазанника Божия, кто равнодушием, бездействием или своею жизнью был согласен с безбожной идеологией, все, кто виновен своим участием или участием своих детей и внуков в недавней коммунистической лжи, приняли в себя тьму. Мы все виновны в этом событии; грех и ответственность за него лежит на нас, покуда мы не принесем покаяния.

Знаменательно, что именно в этот день отречения России от своего Царя, Божия Матерь совершила чудо, явив свою икону "Державная". Не для того, чтобы мы думали, что все, что происходит, находится под Ее покровом, и Божия Матерь принимает наши беззакония; не для того, чтобы мы совершали такие крестные ходы, которые лишены осознания всего происшедшего и происходящего в России, а для того, чтобы увидеть всю тьму, в какой оказалась Россия вследствие отречения от Царя, и понять, что эта тьма присутствует в каждом из нас. Понять, что заступничеством Богородицы - Матери Света мы можем принести истинное покаяние пред Господом.

Из проповеди протоиерея Александра Шаргунова