Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Центральное и Южное викариатства города Москвы
Православие.Ru
Православное христианство.ru
Милосердие.ru
Милосердие.ru

Что изменило Воскресение?

В эти дни, когда православные – разной степени воцерковленности – поздравляли друг друга с Воскресением Христовым, один человек поставил недоуменный вопрос. Что изменилось с Воскресением Христовым? Люди продолжают рождаться в муках, страдать и умирать, мир как был, так и остается охвачен бедствиями и войнами, а мертвые, как лежали, так и продолжают лежать во гробах. Если Воскресение Христово – это самое важное событие в истории, космических масштабов переворот, изменивший абсолютно всё, то почему его последствия так незаметны?

Этот вопрос требует ответа на нескольких уровнях. Если говорить о глобальных – и при этом вполне посюсторонних – последствиях Воскресения, то их незаметность – это незаметность воздуха, которым мы дышим, или генов, которые мы несем в своем теле. Мы можем ничего не знать про гены – и ни разу в жизни не обратить внимания на воздух – но они продолжают определять нашу жизнь. Так и Воскресение Христово – мы живем в цивилизации, созданной этим событием.

Наш язык, взгляды на мир, архитектура, искусство, музыка, этика – короче говоря, всё, несет на себе печать христианской веры, которую сначала проповедовали свидетели Воскресения, апостолы, потом их преемники принесли эту веру нашим предкам. Даже лично неверующие, даже люди, враждебные к христианской вере, неизбежно говорят на ее языке и находятся под неустранимым влиянием ее картины мира. Они при этом оказываются в несколько парадоксальной ситуации, принадлежа к цивилизации, созданной событием, которого, по их мнению, никогда не было.

Но цель, с которой Христос взошел на Крест и воскрес из мертвых, состояла не в том, чтобы создать христианскую цивилизацию. Это важный, но побочный эффект. Цель состояла в том, чтобы спасти конкретных людей. Меня, вас, всех остальных.

Мы привыкли к мысли, что цивилизации, страны, нации – это что-то большое, долговечное, а вот люди – приходят и уходят. На самом деле всё обстоит ровно наоборот – вы будете существовать, даже когда все цивилизации подойдут к своему концу. Бог больше заинтересован в вашем вечном спасении, чем во всех цивилизациях.

Но что значит – спасти?

Чтобы понять, о чем идет речь, нужно посмотреть на мир и человека совсем по-другому, выйти за пределы привычного, подняться над поверхностью супа из рекламы, развлечений и новостей, в котором мы обычно варимся, задуматься над вопросами, которых мы обычно избегаем.

Зачем мы живем? Есть ли у нас надежда? Выходит ли человеческая жизнь за пределы, очерченные неизбежной старостью и смертью? Есть ли что-то большее?

Что означают все человеческие поиски истины, добра и красоты? Чего искали все эти философы, провидцы и поэты? Можно считать, что всё это просто погоня за иллюзией, побочный эффект биохимических процессов в коре головного мозга. Но можно принять то, что в глубине души мы знаем – Источник всякой Истины, Добра и Красоты существует на самом деле, и мы призваны найти Его, обрести счастье слишком великое, чтобы мы могли его себе представить.

Библейское Откровение говорит о том, что сам Источник вышел на связь – Бог обратился к людям, заговорил. То, что мы узнали, является ошеломляюще радостным и утешительным. Бог, источник всей реальности, Творец всего существующего, есть любовь. Именно любовь – это то, что существует вечным, неуничтожимым образом. Высшая реальность – реальность Святой Троицы – преисполнена любви, радости и ликования.

Бог создал людей и ангелов, вас и меня, для того, чтобы разделить с нами эту любовь и радость. Причем, как мы знаем из Библии, каждый человек создан Богом лично, по особому проекту, призван обрести особые, только ему предназначенные дары, войти в уникальные отношения со своим Создателем, занять только ему предназначенное место в Его Царстве. Нам открыто, что на самом деле всё очень хорошо – гораздо лучше, чем мы смели мечтать.

Понятно, что эта радостная весть о сотворении встречается с недоумением и даже обидой – мы живем в мире, полном боли, страдания и горя, и идея, что мы сотворены для вечной радости, вызывает грустную и скептическую улыбку.

Мы действительно живем, страдаем и умираем в тяжело испорченном мире – это уж точно не было секретом для авторов Библии. Как замечает К.С.Льюис, все они писали в мире, где не было наркоза. И причина такого состояния – грех. Человек злоупотребил своей свободной волей, чтобы отвернуться от Бога и выбрать свой собственный путь – который и приводит всех нас в то бедственное состояние, в котором мы находимся. Как сказал Пророк, «все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53:6). Грех – это именно то, что стоит между нами и той вечной радостью, для которой мы были созданы.

Именно грех является нашей единственной проблемой.

Проблема падшего человека в том, что он с этим готов согласиться – когда речь идет о грехах других людей. Именно они делают его жизнь горькой. Но реальность такова, что нас губят именно наши грехи – наша виновность и испорченность. И вот Христос Своей смертью и Воскресением приобрел нам прощение грехов и вечную жизнь.

А дальше вопрос приобретает очень личный, очень субъективный характер – вот дверь, в нее можно войти или не войти. Вот призыв – на него можно отозваться или проигнорировать. Если поверить – изменится всё; если нет – ничего.

Мы можем открыться навстречу глубочайшим переменам, которые Воскресение произведет в нашей жизни – или отказаться. Потому что последствия Воскресения охватывают всю вселенную – но они начинаются с того, что Бог меняет самое важное во вселенной, людей.

Потому что для того, чтобы ввести нас в вечную радость, для которой мы были созданы, нас нужно глубоко изменить. Вырастить в нас глаза, способные видеть свет Небес, и уши, способные слышать их музыку, но главное – сделать нас личностями, которые могут быть обитателями рая. И Воскресение Христово меняет именно людей – которые открываются навстречу этим переменам. Его плод в истории – это, прежде всего, святые. Когда грешник отзывается на Евангелие покаянием и верой – это переворот космических масштабов, о котором, по слову Господа, ликуют небеса.

Наступит день, когда Христос вернется во славе судить живых и мертвых, и весь мир будет глубоко преображен, мертвые воскреснут и явятся на суд – проигнорировать и не заметить это явление будет решительно невозможно. Но тогда будет уже поздно – это будет время не принимать решения, а время пожинать их последствия.

Но пока это всё неочевидно, мы свободны поверить в Воскресение и обратиться к Воскресшему – чтобы Он простил, принял и глубоко изменил нас. Мы воскреснем из мертвых, подобно Иисусу Христу, но процесс, ведущий к блаженному воскресению, начинается в нас уже сегодня.

Сергей Худиев

Источник: Православие и Мир


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru