Рождество Пресвятой Богородицы

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией
Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Монастырь Дионисия на Афоне

21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы - День рождения Родившей Спасителя мира. Первый праздник православного церковного календаря, начавшегося 1/14 сентября. Преподобный Андрей Критский учил, что настоящий праздник есть "начало праздников: он служит дверью к благодати и истине". Рождество Богородицы есть начало исполнения всех обетований божественных, всех пророчеств, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий.

Пречистая Дева Мария родилась в Назарете. Ни блеск, ни слава мира не окружали Ее колыбель - все эти земные преимущества померкли при свете неизреченной славы, уготованной от века Пресвятой Матери Господа.

Вот как описывал Преблагословенную при Ее земной жизни святитель Амвросий Медиоланский: "...смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, ...трудолюбива, целомудренна в речи... Правилом Ее было - всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель... У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так, что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты".

И через эти добродетели Пресвятая Дева стала выше не только всех людей, но и самых высших ангелов, херувимов и серафимов.

И еще есть причина той радости, которую испытываем мы в день Рождества Пресвятой Богородицы. Слабые духом и телом, мы всегда имеем нужду в помощи и покровительстве. А разве можно найти лучше покровителя, чем Та, которая на небесах ходатайствует о нас ко Господу, и готова делать это непрестанно. 

О Рождестве и детстве Пресвятой Богородицы мы знаем не из книг Нового Завета, а на основании Священного Предания. Подробно об этих событиях рассказывает апокрифический текст II-III вв., так называемое Протоевангелие Иакова. Это сказание, хотя и не относилось к каноническим новозаветным текстам, издревле пользовалось авторитетом.

Оно повествует о благочестивой чете из Назарета Галилейского - Иоакиме и Анне. Иоаким происходил из царственного рода Давидова, а Анна была дочерью священника от племени Ааронова, Матфана (другая его дочь, София, была матерью Елисаветы, ставшей матерью Иоанна Предтечи). Иоаким и Анна были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием.

Они жили безбедно, Иоаким владел многочисленными стадами. На себя они тратили только одну треть своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным. Однако у них не было детей, а у израильтян это считалось позорным, так как бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком. По понятиям того времени, бесчадие считалось бесславием и тяжелым наказанием. В один из великих праздников Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, но первосвященник отверг приношение Иоакима, укорив его бесчадием. Также и другие одноплеменники поносили его, говоря: "Непозволительно тебе приносить с нами дары твои, ибо ты не сотворил семени в Израиле". Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню, где в течение сорока дней пребывал в посте и молитве.

Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо с птенцами на ветке лавра. "Увы! - воскликнула Анна. - Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа".

И тогда явился в саду Ангел Господень и сказал: "Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь Дочь благословенную. Ради Нее благословятся все роды земные. Чрез Нее дастся спасение всему миру, и наречется Она Марией". Анна дала обет: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу. Такое же видение было и Иоакиму в пустыне. Иоаким и Анна встретились, вместе принесли благодарственные жертвы в храме и возвратились домой, с твердой верой, что получат по обетованию Господа.

Православная Церковь с древних времен празднует 9(22) декабря Зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых родителей, а через девять месяцев после этого дня, 8(21) сентября, Пречистая Дева родилась на свет. По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца, Ей было дано имя, указанное ангелом Божиим - Мария, что значит "госпожа", "надежда".

Мария росла и укреплялась, окруженная заботой родителей. Предание говорит, что когда ей исполнилось шесть месяцев, Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Анна решила, что Дочь ее не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень. Она устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем.

Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию, прося всех благословить Ее. "Бог отцов наших, благослови Младенца Сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах", - таково было благословение священников. Анна же радостно прославляла Бога, что Он разрешил ее неплодие и "отъял поношение врагов ее". Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая подольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение.

Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм. К торжеству посвящения в Назарете собралось много родных и близких Иоакима и Анны. Все они отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета. После вступления в город и семидневного очищения постом и молитвою праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя свою трехлетнюю дочь. На встречу им из храма вышли священники во главе с первосвященником Захарией.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где ее принял первосвященник Захария. По слову предания, он не остановился там, где обычно стояли молящиеся, но ввел ее в Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию. Во все время пребывания в храме Мария невозбранно входила туда для молитвы. После введения Иоаким и Анна, принеся благодарственную жертву, вернулись домой, а трехлетняя Мария была оставлена при храме для воспитания с другими девами. Вокруг храма были построены особые помещения, где жили девы, посвященные и служившие Богу. Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенной чистотой и святостью. Она вставала с рассветом и, по свидетельству предания, три раза в день совершала молитву: утром, в полдень и вечером. В остальное время Она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесной пищей.

Когда Марии было около девяти лет, Она лишилась Своих престарелых родителей: сначала умер Иоаким, а вскоре и Анна.

Девственная чистота, уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью у евреев. Все девы, воспитанные в храме, должны были, по достижении возраста, вступать в супружество. Когда Марии исполнилось 14 лет, первосвященник объявил Ей, что, по обычаю, Ей нужно оставить храм и выйти замуж. Пресвятая Дева ответила, что Она от рождения посвящена Богу и желает всю Свою жизнь соблюсти девство. Священники, не зная, как поступить, стали просить Бога, чтобы он объявил им Свою волю. Первосвященник, облачившись в священные одежды, вошел за завесу с молитвою, и ему явился ангел Господень и сказал: "Захария! Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы свои. Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее".

Первосвященник собрал этих мужей, взял у них жезлы и внес в храм. На следующий день, когда священники вошли в храм, оказалось, что жезл, принадлежавший Иосифу, расцвел. А когда священник стал раздавать жезлы и подал последнему Иосифу, все увидели, что сверху слетел голубь и сел на его жезл. Тогда Дева Мария была с ним обручена, то есть поручена ему не для брака, а для хранения Ее девства. После обручения Иосиф с Марией отправились в Назарет, где Пресвятая Дева вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Относительно времени появления праздника Рождества Пресвятой Богородицы у церковных историков нет полного единодушия. Очевидно только, что богородичные праздники появились в Церкви позднее Господских. По мнению М. Н. Скабаллановича, среди богородичных праздников Рождество Пресвятой Богородицы едва ли не последний по времени появления среди двунадесятых. Правда, упоминания о празднике имеются уже в V веке: на востоке в словах Прокла, Патриарха Константинопольского (459-436 гг.), а на западе - в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-496 гг.). О древности праздника свидетельствует также его существование у несториан и яковитов (в тот же день 8 сентября), текстуальное совпадение употребляемого в католической церкви тропаря с православным текстом и еще целый ряд достаточно древних памятников письменности как на востоке, так и на западе.

От первоначальных песнопений праздника в ныне существующую службу вошли немногие; наиболее древним из них является тропарь "Рождество Твое, Богородице Дево", употреблявшийся, видимо, уже в V веке. Тропарь праздника, как важнейшее и чаще прочих употребляемое песнопение, в лаконичной форме в образных выражениях раскрывает общее значение празднуемого священного события для всей вселенной - от Пресвятой Девы воссияло Солнце Правды, Христос Бог, уничтоживший клятву (проклятие за грех), упразднивший смерть - следствие греха (Рим.5,12) и даровавший людям благословение и жизнь вечную.

 

Песнопения праздника:

Тропарь, глас 4: 
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение; и упразднив смерть, дарова нам живот вечный

Кондак, глас 4:
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Евангельское чтение

(Евангелие от Луки, зачало 54, глава X, стихи 38-42, глава XI, стихи 27-28)

Бысть же ходящым им, и Сам вниде в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его.

Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет.

Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися, и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу: Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея.

Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее тя, и сосца, яже еси ссал.

Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие и хранящии е.